Неожиданные кристаллы в метеорите происходят из недр Марса

Когда в 2011 году был обнаружен метеорит NWA 7533, он был признан редким и ценным, это кусок Марса, отбитый в результате удара астероида. Теперь ученые-планетологи обнаружили, что это более чем редкость, это уникальность — единственный объект, который мы нашли выкованным глубоко внутри Марса, что дает беспрецедентную возможность узнать о недрах Марса.

Многое из того, что мы знаем о геологическом прошлом Земли, получено из цирконов, крошечных кристаллов, которые улавливают уран и торий в процессе их образования, показывая их возраст по доле этих элементов, подвергшихся радиоактивному распаду. К сожалению, части Марса, которые мы исследовали с помощью марсоходов или других метеоритов, содержат очень мало цирконов. Без тектоники плит Красная планета не испытала бы условий, которые образуют большинство цирконов на Земле.

Цвет NWA 7533 помог ему выделиться на фоне песков марокканской пустыни, где он приземлился, за что получил прозвище «Черная красавица». Первые исследовавшие его ученые знали, что у них есть что-то особенное, но понятия не имели, насколько это необычно.

Когда 15 граммов (0,5 унции) Black Beauty были раздавлены для анализа, было обнаружено 57 цирконов, большинство из которых возникли 4,5 миллиарда лет назад, когда Марс только формировался. Это порадовало тех, кто изучает метеорит. Профессор Мартин Биццарро из Копенгагенского университета сказал в своем заявлении: «Мы были весьма удивлены и взволнованы, когда обнаружили так много цирконов в этом марсианском метеорите … Доступ к такому количеству цирконов — это как открытие временное окно в геологическую историю планеты ». Авторы считают, что более старые цирконы образовались, когда большие тела столкнулись с Марсом, когда Солнечная система только зарождалась.

Однако Биццарро сообщает в Proceedings of the National Academy of Sciences, что восемь цирконов образовались за последние 1,5 миллиарда лет, последний из которых — всего 300 миллионов лет назад.

«Такой юный возраст был большим сюрпризом», — сказал Биццарро. «Считается, что метеорит« Черная красавица »происходит из южного полушария Марса, где нет молодых вулканических территорий. Единственным возможным источником этих молодых цирконов является вулканическая провинция Фарсида, расположенная в северном полушарии планеты, в которой находятся обширные территории. вулканы, которые недавно были активными «,

Вулканы Фарсиды — самые большие в Солнечной системе, один из них составляет 21 километр (13 миль) от основания до пика. Они настолько огромны не только потому, что это позволяет слабая марсианская гравитация, но и из-за отсутствия на планете тектоники плит. Каждый из вулканов Гавайев может стать настолько большим только после того, как миграция Тихоокеанской плиты удалит их из питающего их мантийного шлейфа, начав процесс в другом месте. Считается, что подобные силы создали Фарсиду, но без миграции земной коры регион продолжал расти, пока шлейф не исчерпал себя.

Более свежие цирконы дают нам первое представление о внутреннем устройстве этой огромной вулканической системы. Они могут позволить лучше понять, сколько воды было на Марсе и куда она ушла. Однако до сих пор это открытие вызывает столько же вопросов, сколько и дает ответов, в частности, как эти молодые цирконы попали в брекчию, составляющую большую часть NWA 7533.

Авторы полагают, что сходство молодых цирконов с хондритовыми метеоритами, наиболее примитивными частями Солнечной системы, подтверждает модель «застойной крышки» Марса, где внутренние изменения Марса незначительны. Они также утверждают, что поиск и изучение большего количества цирконов должно быть приоритетом для будущих марсианских миссий.